Сценарий 2. Европейское долговое бремя
Ситуация
с долговым бременем стран Евросоюза, обострившаяся в 2008-2009 гг., поставила
под угрозу финансовую стабильность во всей зоне хождения евро. Еще свежа в
памяти ситуация с возможными дефолтами по суверенным долгам Греции и Исландии,
как на очереди появился целый ряд стран, ситуация с долгами в которых мало чем
отличается от греческой. По-настоящему стабильной долговой обстановкой,
пожалуй, не может сегодня похвастаться ни одно европейское государство.
Причин
возникновения данной ситуации довольно много, но прежде всего она кроется в
некоторой разбалансированности связки права-обязанности. Это когда страны имеют
суверенные права, но ответственность при этом общая. Все это приводит к тому,
что столь разные по своему менталитету и укладу страны Европы по-разному видят роль
и место как единой европейской экономики, так и единой евровалюты.
С
одной стороны, страны Еврозоны имеют право эмитировать Евро и вести
самостоятельную политику заимствований, но с другой стороны, бездумные и
чрезмерные заимствования приводят не только к ухудшению суверенного рейтинга,
но и прямо влияют на рейтинг единой валюты.
Если
рассматривать ситуацию с долгами в европейских экономиках, то можно понять
насколько здесь напряженная картина. Государственный долг Италии превысил 100%
ВВП, достигнув рекордного значения в 115%. Среди стран, которые близки к этому
рекорду есть и Бельгия – 97% от ВВП. Что касается Германии, то по прогнозам
экономистов через 2 года ее государственный долг превысит 2 трлн евро и уже
сейчас составляет 76% от ВВП. Во Франции ситуация еще хуже – 1,5 трлн евро
долгов и более 80% от ВВП. Совокупный же
долг стран еврозоны уже превысил 7 трлн евро.
Подавляющее
большинство стран хождения евро давно нарушили пакт о стабильности, который
предписывает ее членам не допускать долговой нагрузки, превышающей 60% от ВВП и
бюджетного дефицита, превышающего 3%. Причем в этот список стран входят именно
локомотивы европейской экономики, такие как Германия, Франция и Италия.
Динамика
увеличения долгового бремени имеет прежде всего социальные корни. Стремительно
стареющее европейское население требует весьма существенных пенсионных выплат,
а источники пополнения не поспевают за растущими расходами. Ослабление же
иммиграционной политики с целью «омоложения» населения за счет приезжих из
стран третьего мира приводит к обострению внутриполитической обстановки, что
наглядно проявляется не только во Франции, но и в таких странах как Дания или
Швейцария, кстати, не входящих в зону хождения Евро.
А
теперь попробуем представить себе сценарий, когда один из «локомотивов»
лишается доверия инвесторов и попадает в ситуацию технического дефолта. Если
для примера взять такие страны как Греция и Исландия, то пример не будет
показательным, так как совокупный вклад этих стран в общую копилку
незначителен. А если среди таких стран окажутся, например, Италия или Франция?
Тогда ситуация в корне поменяется и прежде всего в глазах инвесторов. Но для
начала не мешало бы знать структуру государственного долга стран еврозоны. А
вот здесь, к сожалению, эта информация приобретает статус закрытой. Другими
словами, кто конкретно является мажоритарным кредитором Европы, не раскрывается
и не обсуждается.
Остается
только предположить, что подавляющую часть государственного долга составляют
кредиты своих же национальных финансовых институтов. Примерно такая же
структура долга и в США, несмотря на просто астрономические цифры, приходящиеся
на внешних кредиторов. Другими словами, чтобы существенно осложнить заемщику возможность
рефинансировать свои долги, нужно предъявить к погашению обязательства в
несколько раз превышающие доходность по ним или примерно 15-20% от общего
объема задолженности. Говорить всерьез о таком единодушии кредиторов весьма
проблематично. К тому же этот объем можно погасить и эмиссией. Конечно, это
приведет к падению евро и разгону инфляции, но с другой стороны это может
придать некоторый импульс для разогрева европейской экономики.
Есть
еще один фактор — это европейская солидарность. Несмотря на скептическое к ней
отношение она обязательно проявит себя в период серьезных испытаний. Так что
возникновение второй волны кризиса из-за обострения долговой проблемы в Европе
на текущий момент крайне маловероятно. Поэтому я остаюсь при мнении, что кризис
скорее всего возникнет из-за долгов отдельных крупных компаний.
|